Они узнают друг друга по особым знакам: томик Дарвина в руках, силуэт клюва на футболке, пароль «Я ем ГМО» вкрадчивым шёпотом… Их тайная сеть опутывает Землю, а быть может, тянется и к другим звездным системам. Они неожиданно появляются там, откуда пришел тревожный сигнал: невзначай брошенные слова «официальная наука скрывает», «ископаемые черепа — подделки» или «прививочный геноцид». Много лет назад они поклялись бороться против теорий заговора и псевдонаучных фальшивок. Готов ли ты примкнуть к Заговору против Заговора?

1 октября проекту АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ - 11 лет. В этом интервью Александр Соколов рассказал о том, что когда-то не планировал ввязываться в просветительский проект на всю жизнь... Но ввязался. А также о сбывшихся и несбывшихся планах, о будущем Музее эволюции человека, о спасении антропоидника и о том, чего больше не делает никто в мире. Подробности

Книжная премьера

Александр Соколов

Странная обезьяна. Куда делась шерсть и почему люди разного цвета

Альпина Нон-фикшн, 2020, 526 стр.

Когда и почему наши предки потеряли свою шерсть? И действительно ли потеряли? Почему мы не голые и не водные, а, скорее, потеющие обезьяны? Сколько сумасбродных гипотез было предложено, чтобы объяснить нашу безволосость, и почему вопрос остался открытым? Что про эволюцию человека могут рассказать вши и блохи? Как изменился цвет кожи в процессе эволюции: наши предки посветлели или потемнели? А может, сначала потемнели, а потом посветлели? К чему была вся эта чехарда и при чем тут неандертальцы? Зачем голубые глаза лемурам, а лысина — макакам? И правда ли, что борода не привлекает женщин, зато устрашает мужчин? Об этом и многом другом рассказывает в своей книге редактор портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ Александр Соколов, еще раз доказывая, что наука — это потрясающе интересно и порой парадоксально. Подробней

Станислав Дробышевский

Достающее звено. Книга 1. Обезьяны и все-все-все

Corpus, 2017, 688 стр.

Кто был непосредственным предком человека? Как выглядит цепь,  на конце которой находится Homo sapiens, и все ли ее звенья на месте? Почему некоторые ископаемые находки оказываются не тем, чем кажутся поначалу?  И почему разумными стали именно гоминиды, а не другие млекопитающие?  Двухтомник ведущего российского антрополога Станислава Дробышевского "Достающее звено" проливает свет на многие тайны прошлого.

Первая книга —"Обезьяны и все-все-все" — посвящена тем, кто внес вклад в формирование нашего вида задолго до того, как мы встали на ноги, расправили плечи и отрастили мозг. Подробней

Новые публикации

Ярослав Всеволодович Кузьмин

“Где Брут живет, там Цезарь жить не может”: новые данные о хронологии Homo sapiens в Китае опровергают их раннее присутствие в Восточной Азии

В начале февраля 2021 г. на сайте престижного журнала Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA появилась статья, в которой обнародованы результаты радиоуглеродного датирования зубов людей современного анатомического типа из пещер центрального и южного Китая; тремя радиометрическими методами также определен возраст вмещающих их отложений, а для некоторых зубов проведен анализ митохондриальной ДНК. Зубы и черепная крышка Homo sapiens имеют прямые радиоуглеродные даты в интервале 9500–1700 лет назад, что полностью опровергает сделанные ранее выводы о присутствии Homo sapiens в Китае около 70–120 тысяч лет назад; его появление теперь можно датировать около 45–50 тысяч лет назад или даже позднее.

Александр Борисович Соколов

Блондинки не пропадут!

Меланин, придающий цвет волосам, производится пигментными клетками, находящимися в волосяном фолликуле. Отсюда меланосомы перемещаются в кератиновые волокна, формирующие стержень волоса по мере его роста. Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы. Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

18.07.2022

Австралопитеки Южной Африки постарели на миллион лет

Согласно новым датировкам, южноафриканские австралопитеки жили не два с половиной миллиона лет назад, а гораздо раньше. Как так получилось и почему это важно?

15.02.2022

Наши среди чужих: сапиенсы среди неандертальцев Франции

Взаимоотношения неандертальцев и сапиенсов бурно обсуждаются с момента открытия тех и других. Каких только гипотез не предлагалось! И ведь найдены последствия культурных обменов в виде специфических орудий, целых промежуточных индустрий и, неожиданно, платяных вшей, среды метисации в виде черепов со смешанными чертами и генетических последовательностей в древних костях и современных людях. Всем понятно, что общение неандертальцев и сапиенсов было долгим и достаточно плотным. Одного не хватало археологам и антропологам для полного счастья – сто-престопроцентных синхронных неандертальцев и кроманьонцев Европы.

04.02.2022

Многое из малого: древний позвонок из Израиля

Регулярно приходится слышать, что антропологи строят слишком большие выводы на слишком маленьких фактах. Каемся – бывает такое. А куда деваться! Никто бы не отказался, если бы научный путь был бы выстлан целыми скелетами, обрамлён отпечатками рук, ног, тел и бород, а сверху густо припудрен белоснежной ДНКой идеальной сохранности! Эх, мечты, мечты...

02.01.2022

Горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ: научные итоги 2021 года

Ужасные волки, прекрасные неандертальцы, злобные шимпанзе, хвосты, которые мы потеряли и денисовские кости, которые мы обрели в уходящем году… Традиционная горячая десятка АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ, ТОП-10 открытий 2021 года, которые понравились и запомнились нашей редакции.

26.12.2021

Главными лжеучеными года признаны Андрей Курпатов и Александр Редько

25 декабря состоялось вручение антипремии "Почетный Академик ВРАЛ" за достижения в области лженауки и псевдонауки (ВРАЛ расшифровывается как "ВРуническая Академия Лженаук"). Жюри из известных ученых проголосовало присудить премию психотерапевту Андрею Курпатову, пугающему россиян "цифровым аутизмом" и утверждающему, что длительное пользование смартфонами увеличивает риск суицида.

Словарь

Протоориньяк

Каменная индустрия, считающаяся переходной между средним и верхним палеолитом (Хорватия, стоянки Виндижа и Велика Печина, 28-34 тыс.л.н.). При сохранении основных мустьерских черт имеются многочисленные орудия на пластинах, костяные наконечники, простейшие украшения.

Orrorin tugenensis
Australopithecus afarensis
Австралопитек афарский
4.0 млн.л.н.
- 2.5 млн.л.н.

"Все заняты, другие опять с рассказами об имуществе, наука совсем на заднем плане. Поверхностное образование, приходится слушать скучные банальные фразы при любом случае.

Дамы особенно кричат, курят чрезмерно и болтают о своих правах и воспитании. При этом иногда становится мерзко на душе"

Н.Н. Миклухо-Маклай, 1869 г.

Интервью
Владимир Александрович Трифонов

Вопрос: Можете ли объяснить нашим читателям простым языком, что такое хромосома?

Хромосома – это фрагмент генома любого организма (ДНК) в комплексе с белками. Если у бактерий обычно весь геном – это одна хромосома, то у сложных организмов с выраженным ядром (эукариотов) обычно геном фрагментирован, и комплексы длинных фрагментов ДНК и белка отчётливо видны в световой микроскоп при делении клетки. Именно поэтому хромосомы как окрашивающиеся структуры  («хрома» - цвет по-гречески) были описаны еще в конце XIX века. читать дальше

Светлана Анатольевна Бурлак

Вопрос: Правы ли мы, являемся ли новаторами, а не провокаторами или рядовыми неучами, пусть рассудит время и квалифицированный читатель.

Светлана Бурлак: Самое главное в таком деле - уровень проработки материала. Вот если кто-то, например, решит сделать "Новую математику", начав с того, что "поскольку 2х2=5, то...", никто дальше читать не станет, потому что все знают, что 2х2=4. И большинство даже знает, что это не потому, что так решили косные "учОные", зажимающие всё новое, а потому, что если купить два пакетика по два пирожка в каждом, то пирожков в итоге будет четыре, а не пять. То есть, мир устроен в соответствии с некоторыми закономерностями, и учёные их постепенно выявляют. читать дальше