Палеоантропы за пределами Европы

Некоторые синхронные европейским неандертальцам популяции Африки и Ближнего Востока были значительно больше похожи на современного человека. Многие исследователи даже относят их к современному виду. У людей из Херто в Эфиопии, Клазиес Ривер в Южной Африке, из пещер Схул и Джебел Кафзех в Израиле и некоторых других имелся подбородочный выступ, затылок был округлый, а череп высокий.

Череп Skhul V (пещера Схул, Израиль.  100 тыс.л.н.).
					Фото: David Brill.
					Источник: http://www.modernhumanorigins.net/
					skhul5.html
Череп Skhul V (пещера Схул, Израиль. 100 тыс.л.н.).
Фото: David Brill.
Источник: http://www.modernhumanorigins.net/
skhul5.html

Размер и форма мозга этих людей почти неотличимы от современного варианта. Датировки же превышают 100 тысяч лет. Промежуточность облика некоторых ближневосточных находок интерпретируется трояко: некоторые считают их за эволюционно промежуточную стадию между неандертальцами и современными людьми, другие – за особую специализированную группу, третьи – за метисов; последние две точки зрения имеют несколько лучшую аргументацию, чем первая.

Ближний Восток и Центральная Азия были заселены людьми двух типов. Одни были больше похожи на неандертальцев Европы, другие – на прогрессивных палеоантропов Африки и людей из пещер Схул и Джебел Кафзех. Характерно, что культура всех этих людей была весьма схожей – мустьерской.

А что же происходило в странах восходящего солнца? На Дальнем Востоке население, синхронное гейдельбергским людям Европы и Африки – до 130 тысяч лет назад, почти не отличалось от них внешне. В дальнейшем судьба этого населения неясна. Антропологические находки с Дальнего Востока в промежутке от 130 до 40 тысяч лет назад неизвестны. Потом там сразу появляются люди полностью современного облика.

Объяснение этому феномену многие учёные видят в "гипотезе вулканической зимы". Сразу стоит оговориться, что не все учёные признают решающую роль описанного ниже катаклизма в эволюции человека (см., например, здесь), но аргументы в пользу этой гипотезы весьма сильны. 73-74 тысячи лет назад на острове Суматра произошло грандиозное извержение вулкана Тоба – одно из сильнейших за всю историю планеты. В воздух было выброшено столько пепла, что в некоторых частях Малакки и Индии его отложения и сейчас достигают 6 м толщины. Кроме того, что выпавший пепел напрямую уничтожал всё живое, в первую очередь растительность, он ещё буквально затмил небо над всей планетой едва ли не на несколько лет. Как следствие, температура Земли упала, и 73 тысячи лет назад начался один из самых сильных пиков оледенения. Вероятно, практически всё население Южной Азии вымерло в результате этого катаклизма (хотя есть археологические свидетельства, что некоторые группы всё же пережили его, например, в 2004 г. был описан особый вид людей с индонезийского острова Флорес – Homo floresiensis, – живший 95-12 тыс. лет назад и обладавший крайне малым мозгом – около 400 см3, ростом около 1 м, сильно удлинёнными руками, но изготавливавший орудия труда и охотившийся на местных карликовых слонов-стегодонов).

В Европе неандертальцы именно тогда приобрели свой "классический ледниковый" облик и в борьбе с тяжелейшими условиями жизни отстали в своём развитии, а Африка, будучи менее прочих регионов задета катастрофой, стала родиной нового, наиболее прогрессивного вида – Homo sapiens.

Дальше: Неоантропы (время верхнего палеолита). Возникновение Homo sapiens sapiens
Назад: Куда исчезли неандертальцы?

А вот что отец американской антропологии Франц Боас писал про японцев в 1911 г.:

Повидимому, превосходное рассмотрение внешних влияний на характер народа было дано А. Верником в его характеристике японцев. Он находит, что некоторые из их особенностей обусловливаются недостатком энергии мускульной системы и пищеварительных органов, в свою очередь, обусловливаемым неудовлетворительньнм питанием; затем он признает наследственными другие физиологические черты, влияю­щие на ум...