Происхождение обезьян. Древнейшие приматы и родственные группы

Первое известное приматоподобное млекопитающее – пургаториус (Purgatorius) – найдено в отложениях верхнего мела и раннего палеоцена США. Это был небольшой, размером с мышь, зверёк, живший на деревьях и питавшийся насекомыми. Пургаториус является возможным предком приматов, хотя его систематическое положение остаётся неопределённым. Тогда же возникали и другие родственные группы млекопитающих: шерстокрылы, летучие мыши, прыгунчики. Морфология всех этих зверей очень примитивна. Древнейшими родственниками приматов являются плезиадаписовые и тупайи.

Purgatorius
					Рисунок Nobu Tamura, www.palaeocritti.com
Purgatorius
Рисунок Nobu Tamura, www.palaeocritti.com

Плезиадаписовые

Плезиадаписовые (отряд Plesiadapiformes или подотряд Plesiadapiformes отряда Primates) известны из палеоцена и эоцена Европы и Северной Америки, были во многом похожи на грызунов. Размеры с мышь или крысу, вытянутая мордочка, маленький просто устроенный  мозг, глаза, расположенные по бокам головы, короткие массивные лапы, длинный хвост – всё это общие признаки всех некрупных млекопитающих. Они жили на деревьях, ловили насекомых и ели растения. Морфология их была очень примитивна, но у них не было специализаций, которые бы поставили предел их эволюции (вместе с тем, из палеоцена и эоцена не известны другие млекопитающие, которые могли бы быть предками приматов).

Carpolestes simpsoni. 65-55 млн. лет назад.
							Источник: Eric J. Sargis. Primate Origins Nailed.
							Science Vol. 298. 22.11.2002
Carpolestes simpsoni. 65-55 млн. лет назад.
Источник: Eric J. Sargis. Primate Origins Nailed.
Science Vol. 298. 22.11.2002

Несмотря на древность, известно весьма много разных плезиадаписовых, в основном – по зубам, но есть находки и целых скелетов. Основные их группы: плезиадапоиды (Plesiadapoidea), делящиеся на плезиадапид (Plesiadapidae) и саксонеллид (Saxonellidae), карполестоиды (Carpolestoidea), включающие только карполестид (Carpolestidae), микросиопоиды (Microsyopoidea), делящиеся на микросиопид (Microsyopidae), палеохтонид (Palaechthonidae) и толиапинид (Toliapinidae). Относительно группы микросиопоидов, впрочем, есть сомнения: некоторые специалисты считают их грызунами, насекомоядными или группой в отряде шерстокрылов. Кроме того, ряд семейств в рамках плезиадаписовых имеет неопределённый статус, это микромомиды (Micromomyidae), пикродонтиды (Picrodontidae) и пикромомиды (Picromomyidae). Уже из этого перечисления очевидно, что даже на ранних этапах эволюции приматов или приматоподобных зверей они были чрезвычайно многообразны. Это тем более так, поскольку мы знаем лишь о малой доли из общего числа столь древних животных.

Дальнейшее развитие группы привело к первой радиации приматов – возникновению множества новых видов, давших начало разным линиям приматов.

Древние тупайи и шерстокрылы

Древнейшие тупайи из эоцена или даже верхнего палеоцена Азии и, возможно, Европы мало отличались от современных, так что тупайй можно рассматривать как настоящих "живых ископаемых".

Ископаемые шерстокрылы гораздо разнообразнее и многочисленнее современных. Плагиоменоиды (Plagiomenoidea), включающие циноцефалид (Cynocephalidae), миксодектид (Mixodectidae), плацентидентид (Placentidentidae) и плагиоменид (Plagiomenidae), а также паромомиоиды (Paromomyoidea), включающие паромомиид (Paromomyidae), известны с палеоцена до эоцена из Северной Америки и Европы, и с эоцена до современности в Азии. Древнейшие шерстокрыловые очень плохо отличимы от плезиадаписовых, главным образом из-за фрагментарности находок, но оттого также, что в палеоцене эти группы не так уж далеко разошлись от общего предка. В частности, род Ignacius на основании строения зубов относится к фенаколемулинам (Phenacolemurinae) – подгруппе паромомиид, типовой род которых – Phenacolemur имел пальцы, почти неотличимые от пальцев современного шерстокрыла; пропорции конечностей Ignacius тоже напоминают шерстокрыла, однако пропорции пальцев у Ignacius скорее как у современных обезьян. Такая мозаика признаков, запутывающая общую картину, типична для древнейших приматов и близких им групп.

Дальше: Ископаемые полуобезьяны: адапоиды и омомисовые

Немецкий психолог Макс Вертгеймер "… рассказывает о том, как полупримитивный человек, которого обучали европейскому языку, отказался в упражнениях перевести фразу «Белый человек убил шесть медведей». Белый человек не может убить шесть медведей, а потому и самое такое выражение кажется невозможным.