«В глухое село Заволжья школьный учитель привёз фонограф и решил показать его мужикам. Когда из небольшого деревянного ящика раздался голос человека, запевшего русскую песню, мужики обомлели и насупились, а старик крикнул: "Заткни его, так распротак!" Учитель попытался объяснить действие машинки, но мужики решили: «Сжечь дьяволову игрушку!». Тогда учитель поставил валик с церковным песнопением. Потрясённые мужики ушли. Старик, придя домой, сказал: «Собирайте меня, умереть хочу». Надел смертную рубаху, лёг под образа и через неделю помер. А по селу пошёл слух о скором конце света, о чертях в ящике, которые молитвы поют. Иные пьянствовать начали. Разладилась жизнь».
Баландин Р.К., 100 великих оригиналов и чудаков, М., «Вече», 2009 г., с. 271. Предоставлено Викентьевым И.Л.
Варианты мустьерской культуры
Причинами различий вариантов мустье могут быть:
1) культурные различия,
2) существование орудий разного назначения – для охоты, для обработки растений, мяса и тому подобного,
3) специфика обработки разных материалов и переиспользование разных орудий с переоформлением,
4) хронологические типы.
Основные типы мустье Западной Европы следующие:
типичное мустье – в технике леваллуа и без (например, стоянки Ле Мустье, Муссилиево, Мадонна дел'Арма),
шарантское мустье – типы Ля Кина (много боковых и поперечных скрёбел, мало орудий в технике леваллуа, ретушь типа Кина – в виде рыбьей чешуи, например, стоянки Крапина, Комб Греналь, Анцио, Гротта дель Поггио и Гротта дель Кавалло) и Ля Феррасси (много орудий в технике леваллуа, мало поперечных скрёбел, много боковых скрёбел; промежуточное между мустье типа Кина и типичным, например, стоянки Ля Феррасси, Гротто ди косто),
зубчатое мустье – орудия с выемками, вероятно, для обработки древков копий (очень мало боковых скребков, много зубчатых орудий, например, стоянка Комб Греналь),
мустье в ашельской традиции – много рубил, но есть орудия верхнепалеолитического типа, типа A (много ручных рубил, ножи со спинкой, разные формы скрёбел, например, стоянка Пеш-дель-Азе) и типа B (нет ручных рубил или маленькие ручные рубила, много зубчатых орудий, много ножей со спинкой, верхнепалеолитические орудия, например, стоянка Пеш-дель-Азе).
В Восточной Европе известны 5 основных типов мустье и много местных вариантов, к примеру листовидное мустье (например, стоянка Стинка), загросское мустье (Балканы). В Средиземноморье варианты похожи на западноевропейские, но с восточным влиянием ябрудской техники. На Кавказе обнаруживается сочетание восточноевропейских, средиземноморских и ближневосточных традиций (например, ябрудская культура в Тсопи, загросское мустье в пещере Ереван). В Сибири классические мустьерские памятники распространены на юге, лучше они изучены на Алтае (пещеры Окладникова и Денисова), но местами известны и восточнее (Торгалик-А в Туве) и севернее (стоянка Диринг в Якутии).
На Ближнем Востоке преобладают культуры ябруд и преориньяк, для которых типично изготовление пластин, хотя древние пластины известны и в Европе (Ринку-лес-Бапом во Франции и Пиекари IIa в Польше). Эти культуры часто рассматриваются как переходные к верхнепалеолитическим.
Для мустье Европы и Азии характерно существование множества изолированных отдельных групп, которые, видимо, мало влияли друг на друга, различные традиции очень долго могли сохраняться без восприятия элементов даже близ расположенных культур.