Основные находки в трех местонахождениях Восточной Африки: Омо, Кооби Фора и Ураха.
Второй из устоявшихся видов "ранних Homo", сосуществовавший с Homo habilis (т.к. останки обнаружены в тех же местонахождениях и в тех же слоях).
Этот вид «ранних Homo», обладавший крупным мозгом, впервые был описан В.П. Алексеевым как Pithecanthropus rudolfensis в 1978 (в зарубежной литературе всегда фигурирует другой год описания – 1986, являющийся годом выхода перевода книги В.П. Алексеева на английский язык).
Homo rudolfensis. Череп Дманиси D4500 с нижней челюстью D2600. Реконструкция выполнена Романом Евсеевым специально для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
В последующем взгляд на систематическое положение этого типа гоминид неоднократно пересматривался, наиболее часто используемым стало наименование Homo rudolfensis.
Верхняя хронологическая граница существования этого вида довольно расплывчата. Постепенность морфологического перехода между H. habilis и H. rudolfensis, с одной стороны, и первыми архантропами – с другой, не позволяет четко определить момент перехода одного вида в другой.
Homo rudolfensis. Череп Дманиси D2700 с нижней челюстью D2735. Реконструкция выполнена Олегом Осиповым специально для АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ
Лицо H. rudolfensis заметно уплощенное, а скуловая область развернута вперед. Форма лицевого скелета позволяет сближать H. rudolfensis с более древним Kenyanthropus platyops; некоторые исследователи даже предлагают отнести этот вид «ранних Homo» Кооби Фора к роду Kenyanthropus с образованием названия Kenyanthropus rudolfensis (Collard et Wood, 2001).
Однако в целом H. rudolfensis довольно слабо отличаются от Homo habilis
"Гоша" - трехмерная анимированная реконструкция гоминида из Дманиси (D4500 + D2600). 3D-проект Сергея Кривоплясова специально для портала АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ. Реконструкция подготовлена к открытию выставки "10 черепов, которые потрясли мир" (Государственный Биологический муеей имени К.А. Тимирязева).
«По словам одного этнографа, - пишет М.И. Стеблин-Каменский, - какие-то дикари, когда их пытались убедить в том, что обезьяны не могут быть людьми, раз они лишены дара речи, возражали, что обезьяны притворяются неговорящими, чтобы их не заставили работать, так что они, конечно, не только люди, но ещё и очень хитрые люди».
Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984 г., с. 7. Цитата предоставлена Викентьевым И.Л.