Белые люди оставили в подарок кое-что из еды, желая расположить к себе мое племя. Но все это было напрасно, потому что мои бедные соплеменники подарки использовали не по назначению. Пакет с мукой приняли за глину и стали натирать ею тело и посыпать волосы, а все, что осталось, выбросили. Потом исследовали пакет с рисом и решили, что это личинки шершней или ос, непригодные в пищу.
О продолжительности жизни человека и шимпанзе
Что более существенно - даже утверждение о том что потенциальная продожительность жизни у людей в два раза превосходит продолжительность жизни шимпанзе, сейчас подвергается сомнению. Максимальный возраст для людей часто определяют в 90-100 лет – и соответственно 50 лет для шимпанзе (Sacher 1975; Hawkes et al. 1998; Bogin 1999).
Однако, наше знание о продолжительности жизни шимпанзе в настоящее время ограничено данными о нескольких животных известного возраста, живущих в неволе, и скудными полевыми наблюдениями за дикими шимпанзе (даже при том, что некоторые из них наблюдались в течение 40-50 лет). Чита, шимпанзе, снявшаяся в фильмах про Тарзана, всё еще жива (на начало 2005 г.) и здорова в возрасте 71 года.
По ограниченным демографическим данным, полученным в результате 34 лет наблюдения за шимпанзе в заповеднике Махале (Западная Танзания), смерть среди пожилых шимпанзе происходит между 31 и 48 годами (Nishida и др. 2003). Эти цифры не радикально отличаются от среднего возраста смерти для множества человеческих популяций, существовавших до 1900 г. и вообще для большей части человеческой истории (Gage 2000; см. также o Ascadi и Nemeskeri 1970). Исследователи шимпанзе в Махале также сообщают, что почти у 25% самок старшего возраста наблюдался пострепродуктивный период жизни. Это явление, эксвивалентное периоду постменопаузы у женщин, традиционно считалось уникальным для человека. Теперь очевидно что этот пострепродуктивный феномен не может далее рассматриваться как исключительно человеческий. Теории, которые ассоциировались с этим явлением, такие, как например «гипотеза бабушки», в свете этих данных должны быть пересмотрены, хотя возможно, что у людей этот пострепродуктивный промежуток длится дольше, чем у шимпанзе…
Janet Monge, Alan Mann. Paleodemography of Extinct Hominin Populations. Handbook of Paleoanthropology. Springer?Verlag Berlin Heidelberg New York 2007. P. 673-674.
Прим. ред.: Согласно «гипотезе бабушки», пожилые люди до глубокой старости могут заботиться о подрастающих внуках, обеспечивая им комфортные условия и тем самым создавая эволюционное преимущество по отношению к тем, у кого бабушки и дедушки умерли рано и чьи внуки, соответственно, лишины подобной заботы... Это одно из возможных объяснений существования пострепродуктивого периода жизни у людей.